Метрополитен-музей транспорта отреставрировал знакомое всем москвичам и гостям столицы легендарное такси – универсал ГАЗ-24-04. В СССР эта модель Волги была пределом мечтаний любого автолюбителя.
«Сарай» или «баржа», как называли транспортное средство, действительно поразил неопытных советских людей. В просторный багажник такого такси можно поместить чемоданы всей семьи на отдыхе. А те южные гости, которые приехали в столицу по делам, смело грузили весь товар на свою «Белую Волгу». А сколько больных перевезли на этих машинах! Ведь когда-то они тоже служили скорой помощью.
«Десять тысяч сверху!» Кто еще не слышал эту фразу? Речь шла именно о «амбаре» — за который многие «непростые» Советы были готовы платить втридорога — артисты, известные ученые, ну и конечно торговые работники. Учитывая «заводскую» стоимость, которая составляла уже до 9000 рублей, в эту «Волгу» вложили немалые деньги — до 25000 рублей (посмотрите, сколько она стоит сегодня). Даже не дефицит, а сверхдефицит «себя»! И, конечно же, супер престиж!
Горьковский автомобильный завод (кстати, никогда не боявшийся экспериментировать) выпустил в 1974 году первый универсальный ГАЗ-24-02, созданный на базе седана ГАЗ-24. До 1985 года он выпустил 8602 штуки. На момент создания это был самый мощный автомобиль в СССР — 95 л\с в двигателе ЗМЗ-24 объемом 2,5 л, предназначенном для этой модели.
однако в ходе эксплуатации выяснилось, что для автомобиля весом в полтонны это очень много.. много. Аппетит у «сарая» волчий — 13 литров бензина на 100 км. Какой бензин — дорогой №93. Поэтому умельцы установили специальные прокладки, снизили мощность двигателя до 85 л/с и поехали на дешевом 76, который дальнобойщик охотно сливал из казенного бака — 3 рубля за 20-литровый бак. Кстати, и такси, и скорая помощь оснащены одними и теми же, но промышленно деградировавшими моторами — ведь «экономика должна быть экономичной», как говорит «ревностный борец за мир и социализм» и большой любитель автомобилей, которыми пользуются товарищи. Л.И. Брежнев.
Конечно, причина почитания «сарая» в стране понятна — просто ГАЗ-24-02 довольно удобная машина. Например, сиденье водителя сдвинуто максимально влево, поэтому правая рука водителя при переключении ни разу не касается левого бедра переднего пассажира (очень плавно, почти два пальца). Там было достаточно места для важных советских шишек, которые в то время предпочитали сидеть впереди, а не сзади, как сейчас. Да, сзади более чем достаточно: колени не упираются в спинки передних сидений — неслыханное для советской машины. Торможение универсала Газ также очень плавное (опять же, по сравнению с другими продуктами отечественного автопрома) – на нем впервые установлен гидровакуумный усилитель тормозов.
вот, пожалуй, и все достоинства «баржи». В СССР шутили, что настоящие «волговоды» могут работать с масленкой, не снимая костюм-тройку и галстук. Да-да, на ГАЗ-24-02, как и на не менее известном 21-м, устанавливалась такая же шкворневая передняя подвеска. Эти пружины используются в вагонах и требуют частой смазки. Однако владельцы этой престижной машины не лезли ни под капот, ни под «брюхо». Это настоящая сказка для слесарей, которые обслуживают «сарай» — огромный моторный отсек. Замена свечей, масляных фильтров, регулировка карбюраторов, зажигание и многое другое можно сделать с легкостью, и это можно сделать, если по пути возникнут проблемы.
Для такси была разработана специальная версия ГАЗ-24-04. В базовой комплектации он был оснащен осветительными приборами, радиоприемником и знаменитой зеленой лампочкой, автоматически гаснувшей при повороте ручки таксометра (см фильм «Три тополя на Плюшке»). Сначала они покрасили его не в привычный ярко-желтый цвет, как сегодня, а в светло-зеленый в клетку и букву «Т» на входной двери.
Московский музей транспорта отреставрировал один из самых ранних сохранившихся универсалов, первый выпущенный в 1972 году. Этот экспонат родом из Московского музея такси, и реставраторы автомобиля проделали большую работу: отреставрировали кузов и салон, двигатель, трансмиссию и тормоза — в общем, легендарный «сарай» сейчас в самом разгаре. Его можно будет увидеть во время посещения фонда хранения коллекции Музея транспорта, которая затем войдет в постоянную экспозицию, которая откроется по адресу Новорязанская, 27.