Электромобили получат российские аккумуляторы

В Калининградской области, на площадке в приграничном Немане, где ранее планировалось возвести Балтийскую АЭС, будет построен завод по производству литий-ионных аккумуляторов

Новый проект государственного концерна «Росатом» и входящей в него компании Rehnera предусматривает производство батарей емкостью 4 ГВт-ч в год. Это много или мало? По сравнению с гигафабрикой Tesla или китайским аккумуляторным гигантом CATL, это не так много. Но в России сравнивать не приходится — кроме обанкротившегося «Роснано» «Лиотех», который так и не достиг своей цели в 1 ГВтч в год, в нашей стране просто нет сопоставимых производств. Автопроизводители уже конкурируют за будущие батареи Neman — их хотят получить и на калининградском «Автоторе», где строится здание для производства электромобилей, и на липецком заводе «Моторинвест», который использует процесс SKD для сборки китайских электромобилей под брендом Evolute.

Электромобили получают российские аккумуляторы

Но батарей должно хватить на всех. При нынешней мощности годовое производство батарей обеспечит потребности около 50 000 электромобилей. Планируется, что 90% продукции будет предназначено для автомобилей (не только автомобилей, но и электробусов и автомобилей комтранса), а остальное пойдет на промышленные накопители энергии, которые «Российские сети» планируют использовать для электрификации отдаленных и малонаселенных деревень. Если спрос растет, производственные мощности могут быть увеличены до необходимого уровня. Региону повезло: на 23,6 га территории Балтийской атомной электростанции, которая так и не была построена, здания аккумуляторной электростанции со всей инфраструктурой занимают всего 135 тысяч квадратных метров. В то же время, ввод в эксплуатацию второй и третьей фаз завода позволит производить 14 ГВт/ч батарей в год.

Электромобили получают российские аккумуляторы

Инвестиции в первый этап проекта составят 26 миллиардов рублей, а сама Калининградская область вложит 5 миллиардов рублей в строительство социальной инфраструктуры для будущих работников завода. Сейчас в Немане нет ни благоустроенного жилья, ни современных медицинских центров. Новая школа и детский сад также помогут городу, который находится на границе Европейского Союза, но производит впечатление места, покинутого Богом. Развитие восточных районов Калининградской области через создание современных производств — это, кстати, важная социальная задача, которую будет решать новый проект. Во многом поэтому Неманский регион выиграл тендер, хотя Московская и Калужская области также боролись за право построить такой объект.

Электромобили получают российские аккумуляторы

На заводе в Немане будет создано 900 рабочих мест, а подготовка квалифицированных кадров будет осуществляться в Балтийском федеральном университете имени И. Канта. Renera и Балтийский федеральный университет подписали соответствующее соглашение 14 октября, в день символического открытия завода. Первая очередь завода начнет тестовую эксплуатацию в 2024 г., а серийное производство батарей начнется в 2025 г. Завод будет иметь полный производственный цикл — от процесса смешивания компонентов катодной и анодной массы до производства готовых корпусов литий-ионных элементов и модулей управления. Между тем, автомобильные компании смогут собирать непосредственно из этих элементов батареи нужной емкости с требуемым размером охлаждаемого корпуса — более простой и технологичный процесс. Более того, завод «Неман» не может адаптировать линию под все потребности клиентов, хотя «Ранера» способна производить 1-2 серии тяговых агрегатов.  

Электромобили получают российские аккумуляторы

Первоначальная цель Neman Gigafactory — максимальное использование отечественного сырья. Хотя тот же литий должен быть экспортирован, он также может быть «замещен импортом», поскольку в настоящее время в России нет коммерческого производства лития, но есть некоторые запасы. В будущем «Ранера» также планирует перерабатывать аккумуляторы. Еще можно безопасно утилизировать использованные батареи или просто сжигать их, но это все равно, что сжигать деньги. Самый простой способ утилизации автомобильных аккумуляторов — это извлечение «мертвых» элементов из работающих батарей. Последние могут быть собраны в новые блоки и использованы в дальнейшем в стационарных системах хранения энергии, которые не имеют такой нагрузки, как автомобили. Стоимость восстановленных батарей во много раз дешевле стоимости новых батарей. Однако сначала все это должно быть регламентировано, а возможность переработки батарей, изготовленных из использованных деталей, должна быть включена в государственные стандарты.

Электромобили получают российские аккумуляторы

Аккумулятор — это сердце электромобиля, на него приходится более трети его стоимости. Местное производство вряд ли сделает батарею дешевле зарубежных аналогов из-за меньшего масштаба производства. Но на кону стоит технологический суверенитет, что является гораздо более важным вопросом. Вопрос цены регулируется государством — покупателям отечественных электромобилей предоставляется щедрая скидка в 35% от их стоимости (но не более 925 тысяч рублей). Учитывая государственные субсидии, российские электромобили уже могут конкурировать по цене со своими бензиновыми аналогами. Однако это касается автомобилей стоимостью более 2 миллионов рублей. «Мы вряд ли увидим электромобили, сравнимые с Granta, в бюджетном сегменте в ближайшем будущем.

Источник из

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Новости авто мира / МобилАвто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: