С фарами от МАЗа и историями про мотоциклы в квартире. Открылась выставка «рокерских» байков времен СССР

Удивительно, как быстро летит время: в 1980-х и 1990-х в моде была тяжелая музыка и длинные волосы, а сейчас «тяжелую» слышат гораздо реже, да и не все молодые люди отращивают длинные волосы. Однако примерно в те же 80-90-е годы 20 века рокеры переделывали мотоциклы так, чтобы они «были не такими, как все». Именно этой необычной технике посвящена выставка «Вечная молодость», открывшаяся сегодня в Минске.

Экспонатов немного, зато они душевные и аутентичные

Руководят выставкой хорошо известные читателям «Автобизнеса» братья Гапановичи. Олег и Виталий уже несколько лет занимаются организацией подобных выставок и организацией ретрофестиваля «Кола Часу». В феврале этого года решили устроить показ так называемых «роковых» мотоциклов, о которых почти все давно забыли. Но эти байки – часть белорусской автомобильной истории.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

«Эти мотоциклы циркулировали в наших городах где-то до середины 1990-х, — говорит Виталий. «Кто-то сопротивлялся до 2000-х, но уже был массовый переход на современные велосипеды, и эта техника была не комильфо. Эта субкультура быстро возникла и быстро угасла. Прошло максимум 15-20 лет, и сейчас забыл.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Мы решились на такую ​​выставку, потому что это наше детство и юность. Когда пожилые мужчины приезжали на этих мотоциклах, вокруг них собиралась группа людей. Это был просто космос: ну как внедрить такую ​​фару, как можно было поднять хвост, сконструировать какие-то обвесы? Теперь эта культура выродилась в персонализацию; по сути, тот примитивный тюнинг стал цивилизованным и чуть ли не искусством. Например, именно с таких мотоциклов начинал Юра Шиф, который в Беларуси сейчас просто гуру современных кастомных мотоциклов и пример для подражания».

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Экспонатов конца 20 века на выставке немного; всего их будет чуть больше 10, плюс мастерская Юрия Шифа реализовала несколько эффектных современных проектов. Получилась связь времен: как тогда белорусские мотоциклисты вызывали внешний вид своей техники, и как сейчас.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Есть на что посмотреть: опубликованы архивные фото тех лет, есть самодельная и аутентичная техника. Никакого «новодела» здесь нет, только то, что нашлось с того времени.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

При этом братья Гапановичи спокойно отвечают на вопросы посетителей выставки, искажая любопытные исторические подробности в истории. Тогда можно отправиться в Arena City (на 3-м этаже ТРЦ и находится выставка) не только посмотреть на исторические мотоциклы, но и пообщаться с мотоэнтузиастами. Например, мы задали Виталию несколько вопросов, чтобы еще глубже проникнуться атмосферой тех времен:

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

— Мы видим, что здесь в основном представлены «Ява» и «ИЖ». «Минскачи» в те времена не считались такими крутыми?

— Мотоциклы минского производства в то время не пользовались большим спросом, считались техникой для народа и бездорожья, а мощность двигателя не позволяла показывать скорость на шоссе. Поэтому минские байки в основном остались без изменений. Однако перед выставкой нам с братом достался такой мотоцикл — он родом из 1960-х годов и мы просто не успели его подготовить к выставке, он еще полуразобран. Это первый известный нам кастомный велосипед, сделанный в те дни.

Но именно Ява и Ижи были основными мотоциклами для модернизации. Тем более 638 модель самая современная, ее даже называли «молодежной» и подвергали самым кардинальным изменениям. На втором месте по популярности, как правило, была «ИЖ-Планета-Спорт». У нас есть тот, который того стоит.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Показан еще Иж-Юпитер-4, внешне он похож на Яву, а там человек сильно запутался, даже двигатель хотел перевести на водяное охлаждение. Но этот проект начался в 1990-х и еще не завершен…

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

— Мотоциклов в принципе мало. Почему?

— Есть несколько причин, по которым на нашей выставке нет ни 30, ни 50 велосипедов. Во-первых, время подготовки к выставке было очень коротким, во-вторых, очень много оборудования было украдено, разбито в авариях, утеряно в конфискациях или просто продано. Поэтому «живых» мотоциклов не так уж и много. И здорово, что нам удалось собрать столько снаряжения. Мы без преувеличения обзвонили половину Беларуси, и еще кто-то присылает свои заявки на выставку по почте. К сожалению, это более современные модификации, а мы хотели показать мотоциклы той эпохи.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Один из главных экспонатов – Jawa 638/1/03. Здесь был усилен каркас, вырезана и подогнана спинка. Рулевое колесо перевернуто, на него установлена ​​проводка, установлены платы тахометра от «классики». Звёзды на руле становятся ижевской цепью, и это далеко не полный список переделок

— А в восьмидесятые-девяностые ребята думали только о внешнем виде мотоциклов или касались и технической части?

— В первую очередь улучшения коснулись внешнего вида мотоцикла. Бывшие рокеры часто вспоминают: когда на вечеринке появлялась новая «Ява» из магазина, ее владельцу давали пару дней, максимум неделю, чтобы ее переделать. Пришлось перекрашивать мотоцикл; ни вишневое, ни красное не упоминались. Если вы оставили заводской цвет, то над его внешним видом пришлось поработать — поменять фару, крылья или еще что-то. Часто ставили оптику от МАЗ, она была не такая дорогая, как от АЗЛК.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Кроме того, они создали имитацию легкосплавных дисков на спицевых дисках. Это было сделано для того, чтобы хотя бы издалека мотоцикл был похож на «японца». Именно японская школа 70-х и 80-х годов оказала большое влияние на появление мотоциклов в СССР. Сейчас все это выглядит угловатым и неказистым, а тогда была такая мода. Это считалось крутым. Кто-то поставил на колеса пластины от бобин с пленкой, кто-то внедрил туда пыльники от МАЗа.

— Теперь эти байки пришлось искать в сараях и подвалах? Или кто-то еще ездит на них?

— В одном из «Днепровских» сейчас катаются люди. Велосипед рабочий, но он из тех времен.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Почти «Асфальтовый герой»! Даже год выпуска этого «Урала-8.103.30» и выпуска легендарного альбома «Арии» совпадают: 1987. Заменено почти всё, включая двигатель — он тут за 649 «кубиков»

«Ява» была номером один среди рокеров. Но где-то в середине девяностых люди с деньгами стали покупать «японцев», а «Днепр» и «Урал» стали превращаться в чопперы и Харлей-Дэвидсоны. В конце 1990-х и начале 2000-х эти модификации заполнили гаражи по всей стране.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Такой «Днепр МТ10-36» 1979 г.в за 12 лет переоборудовали в вертолет. Родными остались только часть рамы и двигатель, колесо от 401 «Москвича», стартер от «Запорожца» сзади. Есть бесконтактное зажигание

— Что у вас случилось с командой?

— Шлемы занимают особое место на выставке. Все они домашние. В 1980-х были шлемы, которые не нравились молодежи: простые и деревенские шлемы, но они хотели быть модными и круто выглядеть. Поэтому шлемы изготавливались самостоятельно по образцу и подобию западных и дальневосточных аналогов. Лепка на матрицах из клея и эпоксидной смолы. Тот, что у нас на манекене, мне кажется, оказался самым модным. Просто взгляд.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Остальные хулиганы, некоторые с рогами, три шестерки. Это было и есть. Здорово, что люди их сохранили. Многие из тех, кто пожертвовал шлемы на выставку, буквально дрожали и всем сердцем тосковали по дому. Они очень хотели показать, что эта мотоциклетная культура существует.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Но были и те, кто ходил без каски, это хорошо видно на архивных фотографиях. Считалось замечательным, если где-то можно было достать кожаную куртку. Но тогда они, конечно, не особо заботились о безопасности. Некоторые даже ездили в футболках.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

— На фото видно, что ребята хулиганили от души: крутили пятаки, катались на заднем колесе и даже висели на мотоцикле…

— Как еще привлечь к себе внимание? Возникла проблема взаимопонимания между гаишниками и мальчишками, которые сели на мотоциклы. Читал статью 1990 года из «Вечернего Минска», и в ней ребята высказали претензию городским властям и ГИБДД: мол, дайте нам площадку, где мы никому не будем мешать и сможем ездить, оттачивать свои навыки . Кроме того, журналист попросил их сделать те предметы, которые они делают на экзамене в ГИБДД, так как они очень крутые. Удивительно, но ребята показали все это профессионально.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Они, конечно, умели водить. Но не будем скрывать, не всем это удавалось. Были и такие, которые ездили без «прав», потому что в 14-15 лет хотели иметь свой мотоцикл. Сдать его можно было только с 16 лет, при этом не во всех автошколах учили на категорию «А». В ГИБДД тогда попросили, чтобы мотоциклисты не ездили по улицам без заднего колеса, чтобы не разбирали выхлопную систему и не катались с ревом ночью. Техника изменилась, и это все еще верно…

А что говорят герои тех лет?

На открытие выставки братья Гапановичи пригласили непосредственных участников тех событий. Например, Игорь Курилович поделился со зрителями своими историями; Изображения из его коллекции представлены на выставке:

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

«Много раз мы встречались в ГИБДД, с нами вели беседы. Мы встречались с журналистами, писали о проблемах неформальной молодежи. Наверное, всего и не расскажешь, что с нами происходило в те дни. Всякое было!

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Мы снялись в трех фильмах. Наиболее известны «Стервятники на дорогах», затем «Белое озеро» и «Наш человек в Сан-Ремо». Для съемок они объехали площадь Победы.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Было время, когда мы переделывали Днепр и Урал. Мотоцикл, представленный на выставке, принадлежит одному из моих друзей. От заводского мотоцикла кроме двигателя и куска родной рамы ничего не осталось, все самодельное, включая вилку и перья.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Для сравнения, рядом с «Днепром» стоит Harley-Davidson. Найти различия?

Но первая модель, массово переделанная в Союзе, это, конечно же, 638-я Ява. В школе стипендия была 40 рублей. При желании за год набралось 400, на второй год больше, уже 800. А «Ява» тогда стоила 1100, «б/у» — 600, проблем с покупкой не было. Когда я купил первую Яву, мои родители даже не знали об этом!

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Поднять зад — честь для рокера-байкера! Изменилась геометрия рамы этой Явы, стало четыре выхлопных трубы

Они открыли меня зимой; затем я направил мотоцикл к выходу на лестничную клетку, где хранились коляски. В моей качалке было еще человек пять, и мы постоянно ждали весны, околачиваясь командой в подъезде. Однажды мама спросила, что это за мотоцикл, и я ответил: «Мои друзья». Потом он поднялся на лифте к маме другого рокера, и она раскрыла тайну: «желтый мотоцикл не мой, он принадлежит вашему сыну». Но мне повезло: мама боялась, что ее мотоцикл украдут, и предложила забрать его на зиму в квартиру. Мне тогда было 17 лет, и от этих слов я был невероятно счастлив! Помню, что в 12 ночи с мамой положили доски на ступеньки и потащили в квартиру на пятом этаже.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

У этой Явы небольшой список доработок: изменена геометрия рамы, новые дуги безопасности и, самое главное, модное лобовое стекло!

Позже, в середине 1990-х, благодаря Юре Мастеру, мы перешли на хорошие мотоциклы, когда в Минске их еще почти не было».

Среди тех, кто в 1990-х годах перешел с «рокового» мотоцикла на более современный, менее роскошный, был Дмитрий, который сейчас занимается кастомизацией мотоциклов Harley-Davidson. И еще он вспомнил свой рассказ о тех временах:

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

«Нам было по 16 лет, и тогда почти у всех были велосипеды, сделанные в том же стиле, что и на выставке. Каждый играл по-своему. Мы присоединились к вечеринке в октябре, там постоянно собирались байкеры человек 30, все брали что могли — магазины были пустые, сами понимаете.Так мы взяли алкоголь «Рояль», «Пепси-Кола» — и с этим поехали на природу.У нас было хорошее место довольно далеко от Минска , сейчас туда не зайдёшь. Они там три дня зависали.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Эта Jawa издалека практически неотличима от оригинала. Рокерские моды дают высокий руль и хром

Я не помню какой-то особой стычки или драки. Мы уже последнее поколение именно тех рокеров, о которых здесь говорят. До нас было поколение, которое вначале положило начало всему этому движению. Многие повзрослели и ушли из этого бизнеса, а мы пришли на их место в той же «Яве». Некоторые из нас до сих пор участвуют в мотодвижении на современных мотоциклах. Например, я интересуюсь Harley-Davidson уже 15 лет. Я люблю велосипеды этой марки и работаю исключительно с ними. Как однажды сказал Юра Шиф: «С Harley-Davidson мы себя не потеряем».

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Наш вердикт

Если вас мучает «мототоксикоз» или вы скучаете по временам бывшего СССР, то эту выставку однозначно стоит посетить, тем более что вход бесплатный. Он продлится до 23 февраля и будет работать ежедневно с 10:00 до 19:00 на третьем этаже ТРЦ Arena City. Исключение составляет воскресенье – в этот день выставка будет доступна с 11:00 до 18:00.

С фарами от МАЗ и историями про мотоциклы в квартире. Открыта выставка «роковых» велосипедов времен СССР

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Новости авто мира / МобилАвто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: